ИСТОРИЯ

История села Болхуны

Основание села Болхуны относится к 1792 году. Своим возникновением село наше обязано Баскунчакскому соляному озеру. С открытием казенного соляного промысла остро встал вопрос рабочей силы: добыча и перевозка соли в то время осуществлялись исключительно ручным способом.

Условия труда были тяжелые, поэтому желающих работать на этом промысле не было. По царскому указу было переселено 12 893 крестьянина из разных губерний. С этого времени начинается заселение левобережной части Волги.

Тогда родились и Болхуны, Первыми поселенцами были чумаки-солевозы, перевозившие соль с озера до Волги, с целью дальнейшей ее транспортировки речным путем.

Первое маленькое поселение основали солевозы-калмыки на склоне к Безымянному озеру. Это были бедные строения: кухни из глины и дома из леса местной породы с соломенными крышами и большими трубами из плетня, обмазанного глиной. Полы этих жилищ были тоже глиняные.

В связи с дополнительным переселением крестьян из Тамбовской и Воронежской губерний и с Украины, население села Болхуны заметно увеличилось. Стали заниматься скотоводством, земледелием. Большое развитие получило садоводство. Садов в Болхунах было 292 общей площадью в 380 десятин. Они располагались вдоль берега Ахтубы. вода из которой поднималась с помощью чигирей и направлялась самотеком до каждого дерева. Славилась земля Болхунская своими знаменитыми садами до середины 70-х годов 20 века. Впоследствии часть малоимущего населения занималась отходничеством: уходили работать по сезонам на Астраханские рыбные промыслы.

Село богатело из года в год. Постепенно появилось зажиточное население. Его дома образовали целую улицу, названную Красной ( теперь она Советская).

Болхунцы стали поговаривать об уличном освещении и тротуарах. Болхунцы имели, как правило, два дома — один в селе, другой в займище или в степи. Поздней осенью крестьяне переезжали на жительство в село.

Территория Болхун все больше и больше застраивалась. К 1877 году в селе были церковь, волостное управление, пожарный обоз, 55 мелких торговых лавок, более ста ветряных мельниц, 3 хлебных магазина, 3 винных склада. Проводились еженедельные базары и три ярмарки в год. ( Данные взяты из «Трудов Астраханского Губернского статистического комитета за 1877 года, выпуск 5).

Но были в истории села и черные страницы: в 1880 году случились большие пожары, выгорели целые кварталы. В 1890 году разразился голод, унесший из жизни многих болхунцев. В 1892 году была холера, в 1893-1894 годах погиб от чумы скот.

Но жизнь продолжалась и 1913 году в селе жили 18 000 человек. К этому времени в Болхунах были 10 двух-этажных дома, внешний вид которых говорил о зажиточности и даже большом богатстве их владельцев. Например, Паршины, Гомзяковы, Гайдуковы, Стариковы, Злепко имели свои магазины, торговые лавки. Некоторые домовладения, торговые строения этих хозяев сохранились, используются и сейчас. Строились на века.

Село было волостью, входило в состав Енотаевского уезда Астраханской губернии. Сельская власть была у волостного старшины и сельского старосты, а политическая верхушка состояла из пристава, земского урядника и шести полицейских.

Важнейшие вопросы решались на сельском сходе, где собирались взрослые мужчины. Женщины права голоса не имели. На одном их сельских сходов ставился вопрос о возможности строительства железной дороги и железнодорожной станции в селе. Сход не дал согласия на это.

Как и всю страну не обошли события Октябрьской революции и наше село. В середине декабря 1917 года из Петрограда возвращается в село большевик П.А. Олейников, участник революционных Петроградских событий. Он и возглавил борьбу за установление Советской власти в селе.

3 января 1918 года в Болхунах была создана первая партийная группа в количестве 20 человек, а 4 января 1918 года на сельском сходе революционным комитетом было объявлено о ликвидации земской управы.

Избрали Болхунский волостной Совет крестьянских депутатов, организовали комитет бедноты. Насильственное раскулачивание, несправедливое перераспределение земель и сельскохозяйственного инвентаря, изъятие «излишков» хлеба — все это было в истории нашего села.

И потянулись вереницы покидавших ( кто тайно, кто явно) родные места болхунцев. Многие уезжали, захватив лишь самое необходимое, оставив десятилетиями нажитое: дом, скот. Кто подался на Дальний Восток по вербовке, кто затерялся в разных промышленных городах страны.

В январе 1930 года в селе был создан первый колхоз. Он был назван «21 января» — в память дня кончины Ленина. Весной по просьбе его членов колхоз стал носить имя «Украинец». До 1950 года в селе было 4 колхоза: «Украинец», «Чапаев», «Буденый», «Каганович» и одна рыболовецкая артель. В 1950 году все 4 хозяйства были объединены в колхоз имени Кирова, а в 1958 году сюда влилась и рыболовецкая артель.

В жестокое время Великой Отечественной войны село Болхуны отправило на фронт и своих защитников. Участием в сражениях болхунцы отстояли право на жизнь, защитили свою землю, хотя и очень дорогой ценой: на алтарь Победы село Болхуны положило 200 жизней.

Таковы основные исторические вехи нашего села.

С давних времен славится земля болхунская народными умельцами.

Так, например, болхунские мастера гончарного дела оставили о себе память многим поколениям. Предметы их умелых рук разнообразны как по своему назначению в быту, так и по форме, и даже по технологии изготовления.

Глина у нас один из самых распространенных и доступных природных материалов. Её-то, красножгущуюся глину (есть такое определение у гончаров) использовали и наши местные умельцы при изготовлении множества необходимых в быту предметов, покрывая их разноцветной глазурью или оставляя просто лощеными.

Кропотлив, трудоемок процесс изготовления пухового платка, далеко не каждому это под силу. Но незаурядное терпение, не одним десятком лет приобретенные навыки и опыт сельских мастериц дали возможность нам полюбоваться их неповторимо красивыми изделиями. Они пушисты, легки, почти воздушны, отличаются замысловатостью узоров.

Не забыт в нашем селе и такой вид народного промысла, как кладка печей.

Этот труд физически тяжел. Нечасто соглашаются местные печники-умельцы сложить по заказу печь: специфика сельской жизни отнимает у людей слишком много времени. Но уж коль взялся мастер за дело, то печь получается на загляденье.

Люди — главное богатство и достояние села. Здесь рано дети познают крестьянский труд. 12-летние пареньки лихо справляются с техникой, а девочки-подростки управляются со скотиной. И сегодня любой парень в деревне и электрик, и механик, и сантехник. Настоящие болхунские левши.

Ну а о женской красоте болхунянок надо слагать поэмы. Женская красота здесь настолько разная, что кажется природа расщедрилась. Здесь и красавицы Брюллова с белой мраморной кожей и огромными карими глазами, и красавицы с греческим профилем, и местные Мерилин Монро. Формами тоже бог не обделил селянок.

Красивый, гордый, талантливый народ болхунцы, многие замечательные люди — выходцы из этого села. И хотя сегодня село заметно уменьшилось, оно сохранило свою самобытность.