В постановлении от 28.11.2019 № 37-П «По делу о проверке конституционности частей пятой и шестой статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Хмелевских» Конституционный Суд Российской Федерации дал ответ на извечный вопрос о том, может ли работодатель без согласия работника изменить круг его обязанностей в сторону увеличения?
Работник профсоюза занимал место правово́го инспектора труда. В его должностную инструкцию добавили обязанности технического инспектора. Работник не согласился с новыми условиями, посчитав, что его трудовая функция изменилась, в связи с чем его уволили.
Суд первой инстанции восстановил сотрудника на работе. Апелляция решение отменила, мотивировав свое решение тем, что новые обязанности добавлены в рамках общих полномочий правово́го и технического инспекторов. Не найдя поддержки и в кассации, работник обратился в Конституционный Суд.
Рассмотрев дело, Конституционный Суд Российской Федерации в упомянутом выше постановлении указал, что даже если по разным должностям предусмотрены единые (сходные) полномочия, это вовсе не означает, что можно произвольно добавлять сотруднику обязанности по чужой должности. Правовые и технические инспекторы имеют общие права, но их работа отличается по сферам ответственности, поэтому и трудовая функция у них разная. Изменить ее можно только с согласия работника.
Соответственно, изменение объема трудовых обязанностей может быть осуществлено посредством заключения с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, либо с использованием института совмещения – и тот, и другой вариант только с согласия работника, разумеется.